Как
построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? Практика
воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология
помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении? Безусловно,
может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных
открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития
его личности.
Теперь
уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку,
как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший
медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо
развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет,
теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти
младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой
мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки
зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная
потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании,
заботе со стороны близкого взрослого.
Этот вывод произвел
огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов,
психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание
ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что
общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища
отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ставит под удар его
психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии,
конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и
«невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или
«несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в
семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их
родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне
разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в
семье.
Основные черты этого стиля определились в результате
огромной работы психологов, гуманистов, теоретиков и практиков. Один из
основателей гуманистической психологии — известный американский психолог
Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим
в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Гуманистический
подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную
основу этой книги. Он противостоит вторитарному стилю воспитания детей,
который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в
воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и
потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его
личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге,
базируется на таких знаниях.
Прежде чем приступить к основному
содержанию, сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной
практическими психологами.
Оказалось, что большинство тех
родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу
трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными
родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского
взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике
ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как
правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его
как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит
социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают
своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
«Со мной
никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что
вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет
заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая
часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается
правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что
теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и
педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают,
что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро
«срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а
то и выливают раздражение на детей.
Из всего сказанного следует
сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать
способам правильного общения с детьми.
Этим и стали заниматься практические психологи.
Обучаться,
конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах уже не одно
десятилетие существуют «курсы общения»" для родителей. Только в США
через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а также учителей. И
снова открытие: оказалось, что многие родители гораздо более готовы к
изменению стиля общения в семье, чем предполагали психологи. В
результате обучения взрослые не только смогли прекратить «холодную
войну» с детьми, но и установили с ними глубокое взаимопонимание.
О
другом замечательном результате сообщают родители, которые успели
пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста». Они вовсе
не нашли этот возраст трудным — ни для себя, ни для своих детей!
В
нашей стране курсы общения для родителей (их еще называют «группами»
или «тренингами») тоже стали приобретать все большую популярность, хотя
их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную
накопившуюся потребность в практических психологических знаниях.
Долгое
время наши читатели были также лишены книг по практической психологии. В
этом смысле мы сильно отстаем от западных стран, где в последние
десятилетия изданы десятки практических руководств для родителей и
учителей.
Несколько лет назад я задалась целью освоить одну из
самых популярных программ тренинга общения, разработанных в США Томасом
Гордоном и изложенных в его книгах «Тренинг родительской активности»
(1970) и «Тренинг учительской активности» (1975). В результате
проведения многочисленных групп с родителями и учителями удалось собрать
материал для этой книги. Она сохраняет общую схему программы Т.Гордона,
но вместе с тем дополнена идеями и практическими приложениями,
разработанными другими авторами в зарубежной и отечественной психологии
(из отечественных ученых — прежде всего Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым,
П.Я.Гальпериным).
Некоторые теоретические взгляды я старалась
излагать так, чтобы они были созвучны русской культуре, соответствовали
уровню и характеру знаний наших родителей и учителей, соотносились с их
установками, нормами и ценностями. Почти все примеры, помещенные в этой
книге, взяты из российской действительности, хотя подчас они
удивительным образом повторяют эпизоды, которые находишь в американских
книжках по этой тематике.
Мне хотелось сделать эту книгу полезным
практическим руководством как для участников тренингов, так и для тех,
кто хочет или вынужден осваивать искусство общения самостоятельно.
Поэтому первая часть написана в форме уроков и включает упражнения,
вопросы и примеры.
Каждый урок содержит небольшой, но важный, а
подчас и трудный для усвоения материал. Необходимо делать задания к
урокам, а не только читать их текст. Очень важно почувствовать и
пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока, и
только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать
чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она
казалась безнадежной.
В книге вы также найдете популярное
изложение некоторых научных сведений, результатов исследований и
экспериментов, а также письма родителей, которые иллюстрируют темы наших
практических занятий. Чтобы не нарушать линейное движение по урокам, мы
решили оформить этот материал в виде отдельных блоков — «боксов». Их
можно читать и независимо от текста уроков.
В ходе подготовки
книги родилась идея включить часть, посвященную «трудному» переходному
возрасту — теме, составляющей не менее половины всех жалоб и обращений
за помощью. В ней вы найдете описание одной реальной истории помощи
«трудному подростку», и мы вместе сделаем попытку провести анализ как бы
в обратном направлении: от живого процесса к конкретным знаниям и
навыкам, которые и составили содержание всех наших предыдущих занятий, и
таким образом еще раз убедиться в их действенности.
В
заключение, я очень хочу поблагодарить всех, кто участвовал в наших
тренингах: родителей, учителей, воспитателей школ и детских садов,
студентов психологического факультета и слушателей спецпотока МГУ.
Вы
искренне делились своими проблемами, переживаниями, пробами, ошибками —
и снова пробами. Малейший успех каждого из вас поддерживал и вдохновлял
остальных, и многие к концу наших занятий достигали глубоких сдвигов в
понимании себя и своих детей. Ваши поиски и успехи, напряженный душевный
труд нашли отражение в этой книге и, я надеюсь, вдохновят вступить на
этот путь многих и многих других родителей, педагогов и воспитателей.