02:50 Майя - продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. | |
Майя эта цивилизация зародилась в центральной Америке и существовала там с 2000г. до н.э. по 250г. н.э. Эта цивилизация стала известной благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Большенство городов Майя достигли пика своего развития в классический периуд (250 н. э. — 900 н. э.).
Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные
города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие
были обитаемы и после. Но самое интересное наследие майя это их очень точный
календарь разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. В истории народа Майя были различные периуды существования Периодизация истории майя.15 мМайяская игра в мяч. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем.
Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо
документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие
земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен
и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о
том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и
централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период
доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные
изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы,
пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов.
Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль
и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун,
Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай
и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в
тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего
формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга
поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские
раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые
орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в
виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика
освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и
прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.)
классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих
городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические
образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре
(язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего
классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат,
зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н.
"долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения
отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000
кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали
значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого
государственного образования являлись города с пышными сооружениями,
архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего
стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной
центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и
мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике
штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались
фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки,
притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты
иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о
деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит
Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя
классической эпохи возвышались пирамиды до высотой. Эти сооружения нередко служили
усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь
ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков. Обнаруженное
в "Храме надписей" захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много
ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке
саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в
683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной
доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков
нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены
имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик,
имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с
едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный
мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их
родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона
Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались
исключительно государственными делами - организовывали и возглавляли военные
набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества,
принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами,
жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме
Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население
было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили
большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из
таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно
летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал
близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и
бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками
кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел
из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных
сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская
эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше
преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы,
восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам,
завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на
юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в
Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих
городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или
экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на
север полуострова Юкатан и западное нагорье - области, воспринявшие несколько
волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города
Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние
высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими
ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами,
огромными площадками для игры в мяч.
Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в
Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные
игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости
- она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а
игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в
игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до
четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться
земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением
кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще
бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.
Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между
которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть. | |
Категория: Интересности | Просмотров: 610 | |