Воспитание
детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и
увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке
говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого
встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя».
Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто
спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших
детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы
их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы
не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не
находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки
могут научить нас наши дети!
Дети
учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей
очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях.
Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что
интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых
людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же
живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он
называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все
дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.
Они
наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят
родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем
возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!»
и учиться принципу бескорыстия у своих детей.
Также мы можем,
наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической
гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда
перед ними возникают сложные проблемы.
Маленький человек открыт
миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в
свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая
несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут,
извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному
восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все
время закрыт для него, соответствующее.
Дорогие взрослые, а вы
давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности
удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с
гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут
гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого
человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив,
мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам:
травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.
Вы
наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети.
Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено
различными правилами, установками, привычками, законами, которые
определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются
природными.
Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к
необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем
большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом,
радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на
огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице"
указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть
Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда".
"Радость Мыслить", "Радость Понимать", 'Радость Созерцать Прекрасное",
"Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие,
лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри нас,
для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши
мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления
той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких
поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем
скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость,
беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами
день.
А замечали, что у детей отсутствуют условности и
ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем
больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а
стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых
путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо
может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы
ослабить их воздействие.
Легкость в восприятии нового – еще один
ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему
человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном
консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является
необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не
привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед
другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию
выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку.
Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым
существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе
никакого развития не будет.
Очень верно заметил Г.К.Честертон:
"Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем
детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы
творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые
понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни,
позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он
вырастет.
Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность,
возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае,
если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает
множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил
способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой
страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые
могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время,
проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только
великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для
здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с
детьми!
Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности
быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть
счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже
несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет,
когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком
озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о
том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий
счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по
себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо
счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в
нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным:
небу, дереву, человеку".
И если мы, взрослые, способны
откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими
учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши
отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной
Любви!